«Как общаться с прессой»

исследование

Несколько простых советов и повод для размышления

 

Большинство людей в постсоветском пространстве не имеет опыта публичных выступлений. Это связано с особенностями образования и воспитания: у нас с детства сведена к минимуму необходимость в устных выступлениях и в высказывании личного мнения на заданную тему.

Актёры и режиссёры не являются исключением, и чаще всего, застигнутые врасплох вопросом журналиста, начинают либо суетиться и говорить невпопад, не отвечая на поставленный вопрос, либо просто полностью закрываются и производят впечатление не очень умных людей.

В странах Запада (да и Востока) актёры учатся говорить о себе, о своих проектах и о своих целях — просто, ясно и без стеснения. Это является настоящим базисом работы в публичной сфере, и этому вполне можно научиться.

 

 

Прекрасное упражнение — написание мотивационного письма, адресованного агенту или кастинг-директору, с которыми вы хотите работать. В процессе вы не только сможете понять свои слабые и сильные стороны, четко определить, о чем нужно упомянуть, а чего говорить не следует, но и сформулируете для себя, почему вам нужен выбранный проект (возможно, что и не нужен, и тогда, написав только одно письмо, вы сэкономите кучу времени). А в случае отказа это в любом случае будет отличным упражнением для вашей памяти и интеллекта.

 

Обычно мотивационное письмо состоит из трёх блоков:

1. Кто вы. Тут, кроме информации об оконченном вузе и фильмографии для актёров, списка постановок для режиссёров или выставок для художников (обычно в России этим всё исчерпывается и считается, что этого достаточно), вы пишете обо всём профессиональном и жизненном опыте, который можете использовать в работе и конкретно в этом проекте.

2. Почему вам интересен проект (человек, которому вы пишете). Не поленитесь почитать и посмотреть о нём и поразмышлять о том, что лично вы можете привнести в проект. Ответ на вопрос, почему вы хотите иметь с ним дело, и почему это может быть важным для вас обоих — один из главных.

3. И последнее. Как вы думаете, что даст проект зрителям и всем, кто будет принимать в нем участие? Этот абзац пояснит, чего вы хотите и на что рассчитываете.

 

 

Ситуации, в которых актёр, режиссёр или художник вынужден общаться с журналистами, бывают разные:

 

— интервью (один на один с журналистом и диктофоном)

К интервью можно и нужно подготовиться. Например, заранее проговорить формат беседы. Что журналист хочет получить в итоге, надо знать до встречи и до согласия на нее.

Узнайте рубрику и обязательно почитайте предыдущие интервью, тем более что в режиме онлайн сейчас это сделать легко. Так у вас будет возможность познакомиться с системой координат интервьюера.

— интервью перед премьерой (пресс-показ в театре, красная дорожка в кинотеатре)

Тут надо скорее сыграть «роль актёра на премьере» — выделить и заранее потренироваться отвечать на несколько вопросов, которые вам, вероятнее всего, будут задавать: как вам работалось с коллегами-режиссёром-продюсером? как вы попали в проект? были ли смешные случаи во время съёмок? что на вас за странное платье надето (особенно если вы исполнитель главной мужской роли)?

— пресс-конференция

Тут вы должны следовать общей теме и говорить сжато, чётко и исключительно по делу. Вообще, пресс-конференция — это самое скучное из придуманного для журналистов. Если хотите запомниться и тема позволяет — сделайте что-то необычное. Например, Вуди Харельсон на пресс-конференции Московского кинофестиваля рассказал, как он дунул в Александровском саду, а потом спел спиричуэл в духе Элвиса.

 

Что делать, если задают неприятные вопросы:

Если вам задают нетактичный или даже хамский вопрос, для начала попросите журналиста задать его еще раз. Вам это даст возможность взять паузу, а интервьюер получит шанс услышать и осмыслить, какую чушь он говорит. Выдохнув, можете ответить или сказать, что тема не кажется вам интересной и предложить продолжить беседу в другом русле.

Про коллег, особенно именитых, спрашивать будут всегда. Но на самом деле большинству журналистов достаточно, если вы расскажете о том, как вам понравилось вместе работать и что во время работы было много любопытных моментов. А если взаимодействие складывалось совсем непросто, всегда можно сказать, что это было для вас профессиональным вызовом.

 

Утверждение текста и фотографий.

Заранее, ещё до встречи, проговорите, покажут ли вам текст и фотографии перед публикацией. Это делается на усмотрение журналиста. Запомните: это его право, прямо закрепленное в Законе о печати, — ничего вам не показывать, если он не хочет. Отдельно стоит уточнить, покажут вам верстку (это картинки, заголовок и текст непосредственно перед уходом в печать).

 

Что делать, если опубликовано интервью, которого вы не давали или текст порезали и скомпоновали, исказив смысл?

Вообще, надо понимать, что хорошее интервью (впрочем, и плохое тоже) — это продукт монтажа текста. Как в кино. И глупо жаловаться режиссёру, что вас вырезали, если вы не являетесь продюсером фильма. Это может случиться с каждым и тут вас спасёт только нормальная коммуникация с журналистом и редактором, который чаще всего правит текст. Делает он это очень часто не из вредности, а в силу объективных причин — недостатка места в полосе, например.

 

Как вести себя перед камерами, на радио?

Тут надо поступить как в сексе или в бейсболе: максимально расслабиться и максимально сосредоточиться. И понимать, что, как и сценический опыт, это нарабатывается эфир за эфиром. Начинайте с малого — готовиться к Олимпиаде (или к эфиру у Ивана Урганта) нужно постепенно. Я бы рекомендовал, если зовут, ходить на интервью на небольшие каналы и не очень важные радиопередачи, чтобы освоиться.

Как минимум стоит пообщаться с профессиональным журналистом или пиарщиком и спросить совета, как выставить свою «внесценречь». Учиться никогда не поздно.

 

Соцсети.

Соцсети (в том случае, разумеется, если ваш профиль открыт) — это отличная площадка для самопрезентации, пространство, в котором все может быть устроено так, как видите именно вы. Не стоит забывать о том, что ваш аккаунт может быть интересен не только друзьям, но и профессиональному сообществу (режиссерам, кастинг-директорам и продюсерам). Поэтому старайтесь вести странички в соцсетях так, чтобы в них была отражена ваша творческая реальность (съёмки, кастинги, роли и партнёры) — даже если таких событий происходит немного. Делитесь переживаниями и идеями, запечатлёнными в тексте или на фото — это поможет людям (и, кстати, агентам) узнать вас ближе, понять, что вы собой представляете, что вам интересно. И — будьте ироничны по отношению к себе! Всегда. Это — золото.

 

 

Инструктировал: Денис Каргаев (Команда +1)

Рисунки: PAUZA gruppe (Елизавета Кразаева, Наталия Сидорова, Ангелина Полоусова)​