Кабаре «19.14»

Рецензия

Антивоенное «политическое» кабаре на сцене мхт им. Чехова на стихи Дмитрия Быкова
Александр Молочников представил на сцене МХТ им. Чехова свой первый спектакль о Первой мировой войне. Точнее, не спектакль, а кабаре. Об ужасе и абсурде военных действий, начавшихся ровно сто лет назад, нельзя говорить иначе, чем иносказательно, с болезненной весёлостью. Режиссёр выбрал жанр кабаре, возможно, чтобы скрыть за яркими декорациями и напускным блеском истинную дрожь, которая возникает у любого мальчишки при слове «война».
 
 

 
 
Спектакль как будто стоит на этом мальчишеском интересе к войне, как таковой, вкупе со взрослым гуманизмом и взрослым же, не по годам, сарказмом. Впрочем, сарказм здесь играет довольно-таки злую шутку, сводя на нет старания актёров вытянуть короткие драматические моменты в спектакле. Как зритель, я плыла по грязи и крови от острова к острову в лодке действия, не знавшей траектории пути, её мотало, как придётся. Возможно, отсутствие сюжета и вообще изначального столпа — пьесы — было продуманным ходом режиссёра. Спектакль выстроен из текста самого режиссёра при участии драматургов Александра Архипова и Всеволода Бенигсена и песен на стихи Дмитрия Быкова. Однако возникло ощущение, что остальные авторы не разделяли пылкого интереса режиссёра к войне, поэтому в теле спектакля то кипит кровь истинной увлечённости, то возникают ледяные паузы, забитые до отказа историческими фактами и песнями, граничащими с безжалостным фарсом.
 
 

 
 
Фарс, впрочем, играет здесь довольно большую роль. Спектакль тащит за собой конферансье в исполнении Артёма Волобуева, он шутит, танцует, поёт, меняет блестящие пиджаки, бросается от одной, тонущей в крови европейской страны, к другой, толкая остальных персонажей от действия к действию, как нечувствительных марионеток. Повинуясь ему, персонажи вдруг начинают жить, пытаясь за эти короткие моменты действия заставить зрителя себе сопереживать. Однако лодка, украшенная кровавыми лампочками, всё равно тонет, не вызывая сочувствия, отчего — непонятно. Актёрская игра выверена и точна, во многих сценах чувствуется искреннее горение режиссёра. Как будто молодой человек сам себе удивился и ужаснулся, впервые осознав всю абсурдность войны, всю её нелепую важность, как будто война навалилась на него кровавой тушей, придавив настолько сильно, что было не до способов передачи своих чувств. Александр Молочников говорит как есть: он с выражением читает учебник по истории, более того — даже дополнительные материалы. Он с ужасом и восторгом делится со зрителями физиологическим ужасом войны, страданием каждого отдельного солдата, гнившего заживо в окопе. Благодаря намеренному отвержению сюжетной канвы, режиссёру удаётся добиться прекрасного эффекта — спектакль похож на ворох старых фотографий, перебираемых потомками. Образы вспыхивают перед глазами, ужасая, и снова пропадают в вечной темноте небытия.
 
 

 
Первая мировая война, как начало жестокого бреда, охватившего человечество в ХХ веке, безусловно, заслуживает всё новых и новых интерпретаций. Главная задача режиссёра — увлечь зрителя заведомо сложным материалом, правильно его подать и заставить задуматься. В кабаре «19.14» Александр Молочников справился с этой задачей настолько, насколько это было возможно в условиях нашего времени. Остальное — дело времени и упорного труда. Однако хочется верить, что юношеский пыл, с которым режиссёр взялся за свой первый спектакль, не исчезнет, поскольку это самое драгоценное, что может быть — гореть и зажигать других. Даже смертью, болью и войной. Этим — особенно.
 
 

  Смотрела спектакль Инга Шепелева.