10 фильмов «Берлинале», которых стоит дождаться. Взгляд из кинозала.

Репортаж

С 5 по 15 февраля этого года в 65 раз прошёл Берлинский кинофестиваль.

10 фильмов «Берлинале», которых стоит дождаться. Взгляд из кинозала. 4 С 5 по 15 февраля этого года в 65 раз прошёл Берлинский кинофестиваль. Николай Сидоров, специально для Oppeople, посмотрел как можно больше, чтобы рассказать о том, чего, возможно, мы не увидим в кинотеатрах.

 

Программа этого года была по-хорошему перенасыщена. Более 400 фильмов в различных секциях, начиная от новых фильмов Малика, Херцога и Панахи, заканчивая такими фильмами как «Золушка» и «50 оттенков серого». Эти дни воздух у выхода из метро «Postdamer Platz» (площадь, на которой располагались основные площадки фестиваля) был насыщен атмосферой фестиваля. Кто-то несется занимать очередь на фильм, кто-то спешно на ходу доедает сосиску и торопится урвать бесплатную тушь у представительниц компаний-партнёров. К слову об очередях. Есть некое ощущение возврата к ГДР. Идешь на показ с билетом — очередь, идешь без билета с аккредитацией — очередь, ты простой зритель — очередь. Я уже не говорю о том, что февральским утром простоять около часа на улице в этой самой очереди из сотни людей — не особо приятное времяпрепровождение. Но неприятные ощущения сразу испарялись при начальных титрах задорной заставки фестиваля, мелодию которой быстро запоминаешь и под которую раз от разу начинаешь пританцовывать. Председателем жюри этого года был Даррен Аранофски. Не знаю, насколько сильно его мнение повлияло на выбор других членов жюри, но лично я доволен всеми победителями в основных номинациях, включая тех кто удостоился серебряных и золотого медведей. Кратко о них и о тех фильмах, которые не стоит пропускать. Если же в прокат они не выйдут, что скорее всего произойдет с большинством картин, стоит потерпеть и скачать их в интернете.

 

 

«Такси»

Золотой медведь этого года достался Джафару Панахи за фильм «Такси». Высказывалось на этот счёт неимоверное количество людей. Основной довод тех, кто не видел картину: «Всё ясно, приз вручен из политический соображений». Панахи был осужден иранскими властями за съемки выборов, мера пресечения сменилась на домашний арест, а запрет на профессию сохранился на 20 лет. Этот человек не начал ныть и писать мемуары, а продолжил бороться, чем не так просто заниматься в современном мусульманском государстве. Панахи сел в такси, поставил камеру и снял отличное кино. Кстати, уже не первое после ареста. Всё действие фильма разворачивается практически в одном месте — жёлтой кабинке такси. Панахи играет самого себя, лишь примерив роль извозчика, а камера, фиксирующая все происходящее, — якобы простой видеорегистратор. Пассажиры сменяют один другого, рассказывая свои истории или вовлекая в них таксиста, хотя он до последнего старается оставаться безучастным. Карлик, продающий нелегальные в Иране фильмы на DVD (практически все фильмы снятые не по канонам традиций ислама запрещены в стране), предлагающий Панахи быть его напарником: «Я вас узнал, это же вы». После случается маленькая драма: в машину затаскивают раненого в аварии мужчину. Он записывает свое видео-завещание на телефон таксиста, после чего его супруга весь оставшийся день звонит Панахи с просьбой переслать видео, несмотря на то что её муж выжил. «Ну, мало ли что случится», — говорит она. — «Жизнь ведь — нестабильная штука». Маленькая и до жути болтливая девочка, собирающаяся снять фильм, строго следуя исламским канонам; две пожилые женщины, которые торопятся довезти до святого источника к определенному сроку золотую рыбку в огромном аквариуме, или они точно умрут, во что обе безоговорочно верят и всячески подгоняют измотанного Панахи. Фильм очень точно передает атмосферу и дух времени не только современного Ирана, но и любой авторитарной страны наших дней. Кстати, впервые в жизни бутон красной розы в кадре выглядит естественно и уместно, впервые в жизни от вида красной розы не дергается глаз.

 

 

«Клуб»

Серебряного медведя или Гран-при за второе место вручили фильму «Клуб» («El Club») Пабло Ларраина. Фильм довольно медленный по темпу и ритму, но глаз от экрана не оторвать, даже если вы катастрофически не выспались. Есть в этом фильме гипнотизирующие вещи, начиная с движения камеры, заканчивая завораживающими пейзажами и диалогами, прописанными очень тонко и точно. Диалог в этом фильме вообще имеет большое значение. Ларраин говорит, что тема религиозных проблем современности важна для него и о ней стоит говорить и другим кинематографистам. Что ж, если социальное кино будет именно таким — я только за. Краткий синопсис самой картины, чтобы ввести вас в курс дела: Группа священников преклонного возраста проживает в небольшом городке где-то на берегу Чили. Кроме молитв за свои грехи они занимаются тем, что тренируют одну из лучших гончих собак в городе. Без предупреждения к ним в дом заявляется еще один служитель церкви. Поведение его вызывает подозрение, он постоянно оглядывается и дрожит, но объяснить что-либо решительно отказывается. Через несколько мгновений у дома появляется юродивый, который громко, на несколько кварталов, выкрикивает обвинения о совращении вновь прибывшим монахом. С каждым новым предложением подробности греховной жизни становятся невыносимыми для проживающих в доме монахов, они не желают этого знать сами и не хотят, чтобы их репутация была испорчена в этом небольшом городке. Вручив пистолет в руки своему новому гостю, они гонят его припугнуть юродивого выстрелом в небо. Выйдя на улицу, монах подходит вплотную к кричащему парню. Но внезапно направляет дуло к виску и убивает себя. Спустя несколько дней в дом является «ревизор» из Рима, чтобы расследовать произошедшее.

 

 

«Тело»

Один из серебряных медведей за режиссуру достался полячке Малгожате Шумовской за фильм «Тело» («Cialo»). Бодрая трагикомедия о циничном полицейском и его дочери, начинающей анорексичке. Основной конфликт — чувство вины полицейского за смерть супруги и ненависть к нему собственной дочери. Ненависть за то, что мама умерла, за то, что отец остался, что пьет и не понимает ее. Проще говоря — за всё и ни за что. Все серьёзные конфликты решены в основном комично, в первой сцене, например, после осмотра судмедэкспертами, повешенный мужчина встает, и, шатаясь, удаляется. Третий персонаж, благодаря которому наконец происходит взаимодействие между отцом и дочерью — психотерапевт. Эта героиня решена так же забавно: она одинока, живёт с огромным псом, с которым засыпает в обнимку, к тому же она имеет экстрасенсорные способности — может поддерживать связи с умершими людьми. Черный юмор и сарказм — блестящий ход для этой картины, чтобы показать одиноких и несчастных людей, находящихся в балансе между рациональным и верой в сверхъестественное.

 

 

«45 лет»

Сразу два серебряных медведя — за лучшую мужскую роль Тома Кортни и женскую роль Шарлотты Рэмплинг. По-английски сдержанная драма о супружеских отношениях. Накануне 45-летней годовщины брака герой Кортни получает письмо, в котором сообщается, что тело его пропавшей первой возлюбленной спустя десятилетия найдено в Альпах. Он стоит перед выбором — ехать ли на прощание с телом или остаться на вечеринку по случаю празднования годовщины. Героиня Рэмплинг находит старые снимки супруга и его погибшей возлюбленной. Факты начинают складываться в единую картину: она стала всего лишь удобным случаем скоротать старость. В последнее время в европейском кино уделяется особое внимание отношениям именно пожилых людей, при этом, в отличие от большинства случаев, эти герои не просто вызывают жалость. Им — сопереживаешь. Они живут, действуют, и за происходящим интересно наблюдать. «45 лет» — жизненная история скорее о страхе одиночества, с которым все справляются совершенно разными способами. Картина местами затянута, особенно в части развития, но это ни сколько не портит общего впечатления.

 

 

«Клятвенная девственница»

Еще один фильм из конкурсной программы Албанско-Итальянского производства — «Клятвенная девственница» («Vergine giurata»). Фильм рассказывает историю двух сестер, выросших в деревенских, для многих диких, традициях Албании. Одна из них бежит в Италию и устраивает там семью, а другая берёт клятву оставаться девственницей до конца своих дней и трансформируется в мужчину, сменив внешность и имя. Спустя десять лет, после смерти отца, она все же решает поехать в Милан и увидеть единственного оставшегося близкого человека. Неожиданный глоток новой жизни меняет отношение к данной когда-то клятве, хотя героиня всё ещё идентифицирует себя как мужчину. Гендерный конфликт и конфликт между традицией и жаждой свободы — на этом строится её история. Красивое и любопытное кино, в котором можно открыть много нового для себя и начать по-другому относиться к людям с проблемами гендерной самоидентификации.

 

 

«13 минут»

Фильм «13 минут» («Elser») был показан вне конкурса в основной программе, так же как и новый фильм Вендерса. Хорошее жанровое кино, научиться делать которое жизненно необходимо нашим кинематографистам. История о Георге Эльзере, совершившем попытку покушения на Гитлера, основанная на реальных событиях. Всего 13 минут отделило его от изменения хода мировой истории. Плотник Эльзер монтирует в стену самодельную бомбу в пивном хранилище, где намечено выступление Гитлера. Сам тиран, ограничившись парой приветственных слов, удаляется раньше, и взрыв убивает лишь десяток рабочих. В структуру картины внедрено большое количество флешбэков, за счёт чего ускоряется темп и ритм, так что кино смотрится довольно бодро. В фильме любопытно показано зарождение фашизма, день за днём меняющего привычные жизни людей, а так же предпосылки к действиям Эльзера, пытки и допросы, ибо сам Фюрер до последнего сомневался, что герой картины действовал в одиночку. Блестящая актёрская игра Кристиана Фриделя, знакомого российскому зрителю по фильмам «Я нормально супер гуд», раскрывшемся в профессии совершенно новым образом.

 

 

«Любовь и милосердие»

«Любовь и милосердие» («Love & Mercy») — это потрясающий байопик об одном из музыкантов «Beach boys» Брайане Уилсоне. В машину к Мелинде (Элизабет Бэнкс), консультанту автосалона, подсаживается неизвестный ей и странный мужчина. Она еще не знает о том, что это бывший и неимоверно популярный в прошлом солист «Beach boys». Чем ближе становятся герои, тем больше Мелинда узнает о тяжелом прошлом Уилсона. Жестокий отец, продюсировавший группу, и опьянение успехом привели к тому, что Уилсон начал слышать голоса, доводящие его до безумия. К тому же, после давнего знакомства с врачом Юджином Лэнди, Уилсон не может решить свои проблемы, а лишь сильнее привязывается к психотропных веществам. История личных юношеских побед и успехов группы перекликается с его нервными срывами, депрессией и другими психологическими проблемами. Один из немногих фильмов, который скорее всего появится в наших кинотеатрах. Фильм совершенно точно стоит посмотреть в кинотеатре и никак иначе. Блестящая реконструкция событий 60-х, перекликающаяся с современностью. Одна из историй о взаимоотношении мужчины и женщины, которая дарит неимоверную надежду зрителю, ведь, как известно, благодаря Мелинде Уилсон не только избавился от своих психологических проблем, но и снова начал писать музыку и в последствии получил Грэмми. Неожиданно удачная работа Элизабет Бэнкс, на которой, после ее работы в «Голодных играх», многие поставили крест, а так же Джона Кьюсака и Пола Дано («Маленькая мисс Счастье»).

 

 

«Все будет хорошо»

«Все будет хорошо» («Everything will be fine») — это новое кино от Вима Вендерса. В главных ролях Джеймс Франко и Шарлотта Гинзбург. Герой Франко — молодой писатель, которого постоянно третирует его возлюбленная. Из-за этого он не может писать и перебирается в маленький трейлер где-то на севере штатов. По дороге домой он случайно сбивает на автомобиле ребенка героини Гинзбург. Это, пожалуй, самое яркое событие в фильме. Далее герой Франко уезжает в другие города, формируется как писатель и меняет девушек. Второй сын Гинзбург растет и становится фанатом героя Франко и так далее... Самая запоминающаяся сцена, от которой становится веселей — описанная старшим сыном кровать героя Франко. Очень поэтичное и невыносимо медленное кино. Отдельной загадкой для меня стало решение Вендерса снимать кино в формате 3D. Скорее всего, это было сделано для максимального погружения зрителя в состояния героев и их конфликты, ибо никаких эффектов, кроме искр огня в камине вы в этом фильме не увидите, если вдруг решите идти смотреть его из соображений насладиться техническими новшествами. На просмотр картины я шел, затаив дыхание, в конечном итоге — не получил ничего из того, что ожидал. Даже как-то неловко писать такое о Вендерсе. Но ради любопытства и уважения к мастеру фильм всё же стоит посмотреть.

 

 

«Противный ребенок»

«Противный ребенок» («Nasty Baby») — обладатель главной премии «Teddy Awards», участник секции «Панорама». Фредди и его партнер Мо собираются завести ребенка с помощью суррогатного материнства. Все складывается удачно до тех пор, пока на их улице не появляется сумасшедший, не дающий спокойной жизни им обоим. Фильм о людях, у которых есть всё, и не знающих, чем ещё себя занять. Фредди пытается организовать серьёзный перформанс, который лишь доводит до смеховой истерии всех вокруг, Мо бесконечно сажает цветы повсюду, а их подруга постоянно напоминает о том, что часики тикают и пора бы оплодотворить её яйцеклетку. Фильм, который действительно сумел удивить развязкой и финалом.

 

 

Берлинале — свободный, создающий новые образы и смыслы фестиваль, не забывающий о глубокой традиции. Фильмы этого фестиваля определенно стоит увидеть, независимо от того, выйдут ли они в широкий прокат или нет. Актуальная программа фестиваля позволяет чувствовать как и куда движется наш мир.

 

Рассказывал Николай Сидоров.