68-й Каннский кинофестиваль. Взгляд изнутри

Репортаж

Николай Сидоров сделал подборку из 7 фильмов, которых стоит дождаться и посмотреть в кинотеатре.

В этом году в Каннах прошел 68 кинофестиваль. Председателями жюри этого года были прекрасные братья Коэны, а в составе жюри — Ксавье Долан, Софи Марсо, Джейк Джилленхол, Сиенна Миллер, Гильермо Дель Торо, Рокия Траоре и Росси Де Пальма. Многие фильмы программы, несмотря на их несомненную ценность, не будут иметь широкой рекламной компании в России и вполне могут пройти для вас незамеченными. Николай Сидоров посетил набережную Круазетт, отсмотрел большую часть программы и составил список из семи фильмов, которые нужно обязательно посмотреть, когда они у нас выйдут.

 

 

«Кэрол»

«Кэрол» (Carol) Тодда Хейнса. Экранизация одного из романов Патриции Хайсмит «Цена соли». Стоит сказать, что изначально роман был выпущен под псевдонимом, с лозунгом на обложке «роман о любви, запрещённой обществом». Любопытно, что большинство романов Хайсмит написаны о преступлениях, а здесь преступлением являются сами чувства. Книга моментально стала культовой в узком женском кругу, и до недавнего времени литературные критики не обращали на неё особого внимания. Наверняка теперь будет переиздание с постером фильма на обложке, но не будем о грустном. Фильм повествует о Кэрол (Кейт Бланшетт, блестяще сыгравшая до этого Боба Дилана в картине Хейнса «Меня там нет») — скучающей, обеспеченной домохозяйке, и Терезе (Руни Мара, получившая за эту роль «Пальмовую ветвь»), нерешительной продавщице в магазине игрушек, тоже мечтающей о другой жизни. Кэрол встречает Терезу у прилавка, покупая игрушку своей дочери на Рождество. С этого начинается история женской любви. Кэрол знакомит Терезу со своим довольно скучным и одиноким миром и предлагает отправиться вдвоём в путешествие на неопределённый срок. Спустя несколько дней Кэрол замечает в мотеле частного детектива, нанятого её супругом, отношения с которым формально давно разорваны. Он ставит перед Кэрол ультиматум: либо дочь, либо отношения с Терезой. Само собой, матери-«амазонке» никакой суд не отдаст ребенка ни в 50-е годы, ни, скорее всего, и в наши дни. И здесь перед Кэрол стоит выбор: семья или право на любовь, которую всё равно придётся скрывать всю оставшуюся жизнь? Картина совершенна во всех смыслах. Есть полное ощущение погружения в прекрасные 50-е годы. Этот Нью-Йорк, эти красивые люди, дым сигарет, дух рождества... Кейт Бланшетт может спокойно присвоить себе титул королевы «амазонок». Каждое её движение, слово, вздох — всё идеально. Ко всему прочему, музыку для фильма писал Картер Беруэлл, известный своими саундтреками к картинам Коэнов, Макдонаха и Спайка Джонса.

 

 

«Сын Саула»

«Сын Саула» (Saul Fia) Ласло Немеша получил «Гран-при». Это дебют режиссёра в полном метре. Как известно, данную премию вручают за новаторские и авторские качества картины. Очень личная исповедальная история, снятая только крупным планом, благодаря чему мы полностью внедряемся в жизнь героя, буквально становимся им самим. Многим данный приём не понравился, но, на мой взгляд, он вполне уместный, а главное, он работает. Фильм повествует о Сауле, члене зондеркоманды в Освенциме. Будучи евреем, он — один из тех, кто готовит узников к «гигиеническим процедурам», после которых заключённых обещают накормить супом и дать работу. Само собой, душем является газовая камера. После очередной казни чудом выживает маленький мальчик, спасти которого у Саула нет возможности, так как практически тут же один из офицеров душит его. В этом мальчике Саул видит своего сына и считает необходимым найти в лагере раввина и тайно его похоронить, избежав кремации. Большое внимание в фильме уделено звуку. Многое зрителю режиссер намеренно не показывает. Например, одна из первых сцен: Саул запирает газовую камеру и мы видим лишь его лицо, в расфокусе маленькая часть жуткой металлической двери, а фоном — отчаянные крики и стуки заключенных, тщетно пытающихся спастись. За счёт этого приёма удалось избежать исторической недостоверности, игры с аттракционом и эксплуатации темы геноцида. Перед нами история маленького человека, который пытается совершить поступок не по приказу.

 

 

«Лобстер»

«Лобстер» (Lobster) Йогоса Лантимоса, известного по картинам «Клык» и «Альпы», получил Большой приз жюри. В новом мире сюрреалистической трагикомедии о будущем нет места «одиночкам», их отлавливает специальный патруль и направляет в пансион. Именно там и оказывается брошенный женой главный герой Колина Фаррелла. Он должен найти партнёра за определённый промежуток времени, в противном случае его превратят в зверя, и он будет изгнан в лес. Каждый вправе выбрать любое животное, и, так как лобстер может прожить целый век, главный герой выбирает его. Раз в неделю всех проживающих в пансионе отправляют с ружьями в лес, где живут «бунтари», полностью отвергающие новую систему: среди них запрещен секс, любая близость, а самое страшное преступление — любовь. Один убитый «бунтарь» приравнивается к ещё одному дню проживания в пансионе. Во время охоты нам раскрываются остальные герои: Рэйчел Вайс, Бена Уишоу и Джона Си Райли. Фаррелл и Вайс — единственные люди, по-настоящему нашедшие взаимопонимание. Они решают бежать из пансиона в лес, где знакомятся с главарём «одиночек», персонажем Леи Сейду. Первое, что делают новички в лесу — копают себе могилу, что довольно метафорично. Главные герои обретают близость, которую приходится тщательно скрывать с помощью изобретённого ими языка жестов. Здесь начинается мелодраматическая линия и хождения по мукам, разрушающие всю концепцию картины, на мой взгляд. Несмотря на запрет одиночества и попытку контролировать любовь в новом обществе, иррациональное мышление и внутреннее желание свободы побеждают в «Лобстере». Об этой работе можно говорить бесконечно, но лучше её смотреть. Скорее всего, картина выйдет в российский прокат, пусть и ограниченный.

 

 

«Сказка сказок»

«Сказка сказок» (Tale of tales) Маттео Гарроне — любопытная интерпретация сказок Джамбаттисты Базиле. Неожиданно увидеть картину, совершенно оторванную от реальности, от режиссёра некогда нашумевшей «Гоморры». Несколько королевств, несколько королей и королев, за судьбами и историями которых мы наблюдаем два прекрасных часа, и, как в любой хорошей сказке — нам хочется, чтобы это длилось вечно. Бездетная королева Сальма Хайек, готовая отправить мужа на растерзание к чудовищу, лишь бы получить шанс родить сына. Сцену с медленным наездом камеры на Хайек, пожирающую руками гигантское сердце чудовища, вы, скорее всего, никогда не забудете. Из остальных героев запоминается король (Венсан Кассель), влюбляющийся в прекрасный и молодой голос незнакомки, на деле оказавшейся уродливой старухой и правитель (Тоби Джонс), вырастивший из блохи гигантского червя. В картине считывается огромное количество кодов и отсылок на братьев Гримм и Бокаччо. Фильм не лишён насилия и эротизма, как и любая сказка, к которой не приложился детский издатель.

 

 

«Дипан»

«Дипан» (Dheepan) Жака Одиара, «Золотая пальмовая ветвь» фестиваля. Драматическая история тамильского воина Дипана, который по фальшивым документам умершего человека бежит от гражданской войны во Францию, с «фальшивой» женой и «фальшивой» дочерью. Само собой, их поселяют в гетто, где обеспечивают всех троих жильём и не самой приятной работой. Вокруг снуют банды, наркоторговцы, воры и прочий сброд. Вовлечение героев в данное окружение происходит моментально, они учатся новым правилам игры, правилам выживания. В итоге получается такой побег с реальной войны на войну условную. Крайне редко удаётся сделать из социального кино что-то достойное, но в случае Одиара вышло вполне себе прилично. Замечательная работа операторской группы и художников. Ничего новаторского в фильме усмотреть не удалость, получился такой злободневный фильм. Больше всего меня смутил финал, где главный герой буквально превращается в Рэмбо. Без этого вполне можно было бы обойтись, ибо — совсем в лоб. Выбор братьев Коэнов оказался неожиданным: хоть и любят в Каннах возносить социалки, но, лично мне, хотелось бы увидеть немного других людей, сжимающих ветку в руках со слезами на глазах.

 

 

«Громче, чем бомбы»

«Громче, чем бомбы» (Louder than bombs) Йоахима Триера. Перед выставкой известного фотографа Изабелль Рид (Изабелль Юпер), приуроченной к трёхлетней годовщине её смерти, её старший сын возвращается в семейный дом, чтобы провести больше времени с отцом и младшим братом и отобрать кадры к мероприятию. Оказавшись под одной крышей с сыновьями, отец семейства безуспешно пытается наладить с ними связь. Получилось очень медленное, повествовательное кино, основанное, в большей степени, на воспоминаниях и чувствах героев, и, в меньшей степени, на открытом конфликте. При этом малочисленные драматические сцены разработаны детально, как и характеры каждого героя. Открытием данного фильма стал молодой артист Девид Друид, которого мы ещё наверняка увидим в большом кино.

 

 

«Макбет»

«Макбет» (Macbeth) Джастина Курзеля. Сюжетная линия картины довольно чётко отсылает нас к первоисточнику, кроме того, практически все актёры говорят на идеальном шотландском диалекте. Фассбендер в роли жестокого короля Макбета с жидкой рыжей бородой довольно комичен. Леди Макбет сыграла Марион Котийяр, и это — точное попадание. Она малословна, жестока, сдержана и неимоверно красива. Полностью стирается ощущение XI века из-за цветокоррекции. Большую часть фильма мы видим происходящее на экране в кровавом цвете, при этом кадр постоянно заполнен таким же кровавым туманом. Нещадно используется рапид, что несколько раз наводило на мысли о двухчасовом клипе группы Woodkid.

Текст Николай Сидоров.